На закате Возрождения Венеция оставалась последним центром художественной культуры Италии, продолжающим хранить верность гуманистическим традициям эпохи.
Город, обязанный своим расцветом морской торговле, поддерживал связи со странами Западной Европы и Востока. В иноземной культуре Венеция черпала то, что могло служить ее украшению: нарядность и золотой блеск византийских мозаик, каменную ажурность мавританских сооружений, фантастичность храмов готики. При этом здесь был выработан свой оригинальный стиль в искусстве, тяготеющий к парадности и красочности. Венеция создала свой Ренессанс или Возрождение, свою самобытную художественную культуру.
Индийский народ удивительно музыкален, самобытное «музыкальное звучание» имеет и его художественная культура. Каждая область этой многонациональной страны издревле славилась собственным стилем народных песен и танцев. Особенно богаты лирические мелодии, поэтизирующие повседневность, рассказывающие о глубоких чувствах и переживаниях простого человека.
На протяжении многих тысячелетий Восток выработал особые мифологические, религиозные и философские системы взглядов, нашедшие отражение в различных видах искусства, будь то буддийское храмовое строительство, китайская живопись, японская гравюра, индийская скульптура или персидская книжная миниатюра. Искусство Востока условно, и вместе с тем оно удивительно правдиво. Неискушенному человеку порой нелегко понять истинный смысл и значение некоторых произведений искусства, для этого нужны определенные знания, понимание особенностей культурного развития и мировосприятия того или иного народа. Самобытная культура народов Востока – ярчайшая и незабываемая страница в истории мировых цивилизаций.
Средневековый театр был не похож на античные театральные зрелища во славу бога Диониса. Возникший в недрах церкви, всегда тяготевший к пышности и торжественности обрядов, средневековый театр воплотил важнейшие эпизоды христианской истории, отразил идеалы и принципы христианского вероучения. Во время пасхальных и рождественских праздников под сводами средневековых соборов разыгрывались своеобразные театральные представления, положившие начало жанру так называемой литургической, или духовной, драмы.
О времени западноевропейского Средневековья наиболее красноречиво говорят произведения архитектуры. Деревянные постройки уже не пользуются популярностью. В огне бесчисленных войн и пожаров они безжалостно погибали, целыми и невредимыми оставались хорошо укрепленные замки феодалов и величественные храмы, теперь они выступают вперед. Каменные храмы в Средневековье имели особый статус. Это было общественное здание, куда приходили не только для молитвы, но и чтобы узнать последние новости. Со ступеней храмов провозглашались важнейшие городские и королевские указы. Их колокольни служили надежным ориентиром всем идущим издалека путникам.