Паронимы (от греч. para «возле, рядом» + onyma «имя») – слова, схожие по звучанию, близкие по произношению, лексико-грамматической принадлежности и по родству корней, но имеющие разное значение. Паронимы в большинстве случаев относятся к одной части речи. Например: одеть и надеть, абонент и абонемент, мудреть и мудрить. Иногда паронимы также называют ложными братьями.
Паронимия – один из источников «трудностей» литературной речи. Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что
Например, если требуется найти ошибку в употреблении слов вечный и вековой, то нужно попробовать сформулировать их лексическое значение, а затем попытаться определить, в чем состоит различие этих значений.
Вековой – живущий, существующий столетия, очень долго.
Вечный – бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий существовать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно существующий, находящийся в природе.
Различие в лексическом значении этих слов отчетливо проявляется в сочетаемости их с другими словами. Так, прилагательное вековой соотносится с существительным век и употребляется со словами, которые называют то, что живет очень долго, века: вековой дуб – дуб, живущий век, века; вековые традиции – традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с понятиями бесконечности во времени и пространстве: вечный образ (в литературе).
На ЕГЭ важно уметь различать паронимы и понимать их смысл.
Орфоэпия – это совокупность правил литературного произношения звуков и звукосочетаний. В орфоэпии изучаются также правила постановки ударения – выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. При этом ударение всегда падает на гласный звук в слоге, например: травА, Озеро, небЕсный, привЕтствовать.
Отличительной особенностью русского ударения является его разноместность и подвижность.
Подвижность русского ударения заключается в том, что в одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, например: тОнна – тОнны, в других – меняет своё место: стенА – стЕну – стЕнам и стенАм.
В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: твОрог и творОг, иначЕ и Иначе, мышлЕние и мЫшление, кЕта и кетА, одноврЕменно и одновремЕнно и др.
В словах обычно бывает только одно ударение. Однако в сложных словах, кроме основного, может быть побочное, более слабое ударение, например: мЕлкомасштАбный, сЕнокосИлка.
Ударение также может быть и на разных слогах, поэтому оно называется разноместным, например на первом слоге: бЕгать, вЕчером, плОтничать; на втором слоге: бежАть, ребЁнок, корИчневый; на третьем слоге: прибежАть, актуАльный, авансИровать; на четвертом слоге: аккордеОн, аккумулЯтор; на пятом слоге: авитаминОз, наперегонкИ и т. д.
Всё это и составляет объективную трудность усвоения акцентных норм. Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.
Надо ли готовиться к ЕГЭ по русскому языку? Это, наверное, главный вопрос, который задает себе каждый выпускник, ведь, казалось бы, за плечами ОГЭ по программе общеобразовательной школы.
Конечно, следует сказать, что нет необходимости в специальной подготовке к ЕГЭ, поскольку экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе не содержит ничего, что не изучалось бы в рамках общего образования и выходило бы за пределы минимума школьной программы по русскому языку.
Однако готовиться к ЕГЭ все-таки нужно. Такая подготовка требует обобщения и систематизации изученного ранее материала, ликвидации оставшихся пробелов в знаниях. Самостоятельно это делать или с репетитором, решать, разумеется, только вам.
В этом году серию видеолекций открывают рекомендации, как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку. В ней эксперты рассказывают про алгоритмы выполнения заданий базового уровня сложности, правописание приставок и суффиксов в различных частях речи, использование средств связи в тексте. Также разбираются критерии оценивания и параметры проверки выполнения заданий повышенного уровня сложности.