foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


+043 756 00 234 03
office@engineer.com

Сайт учителя русского языка и литературы

Крюкова Сергея Дмитриевича

Минпросвещения России – федеральный орган исполнительной власти, реализующий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного образования и обучения детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в перечисленных сферах образования, обучения, воспитания.

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» (ФГБНУ «ФИПИ») создан в целях содействия осуществлению Рособрнадзором государственных функций по контролю и надзору в сфере образования, посредством разработки высокоэффективных технологий и методик педагогических измерений, оценки качества образования, научно-методического обеспечения ЕГЭ в Российской Федерации и других мероприятий по контролю качества образования с использованием измерительных технологий.

Федеральный портал «Российское образование» – Интернет-ресурс в сфере образования и науки, ежедневно публикующий самые актуальные новости, анонсы событий, информационные материалы для широкого круга читателей: учащихся и их родителей, абитуриентов, студентов и преподавателей. Еженедельно на портале размещаются эксклюзивные материалы, интервью с ведущими специалистами-педагогами, психологами, учеными, репортажи и аналитические статьи. Читатели получают доступ к нормативно-правовой базе сферы образования, могут пользоваться онлайн-тестами, опросами и др.

Записаться на занятие

Знаменательные даты

Вход / Регистрация

Официальная Россия

«Официальная Россия» – это сервер, созданный с целью информирования граждан по вопросам государственности России. Здесь Вы сможете познакомиться с устройством и структурой государственной власти РФ, узнать подробные сведения о каждой ветке и каждом органе государства.

Единое окно доступа

«Единое окно доступа» – это информационная система, обеспечивающая свободный доступ к интернет-ресурсам, в частности к образовательным, а также к онлайн-библиотекам научных, методических и учебных материалов для общего и профессионального образования в России.

Индийский народ удивительно музыкален, самобытное «музыкальное звучание» имеет и его художественная культура. Каждая область этой многонациональной страны издревле славилась собственным стилем народных песен и танцев. Особенно богаты лирические мелодии, поэтизирующие повседневность, рассказывающие о глубоких чувствах и переживаниях простого человека.

Музыкальное искусство Индии
В художественной культуре Индии, ее общественной и религиозной жизни немалую роль играла музыка. Она вносила успокоение в суету обыденной жизни, придавала поэтичность религиозным обрядам и труду. Знание музыки считалось обязательным для благородного человека. Недаром древняя индийская пословица гласит: «Человек, незнающий ни музыки, ни литературы, ни другого искусства, – это только животное, пусть даже без хвоста и рогов».
Музыка Индии – это воплощение выражения народных и культурных обрядов, которые на протяжении многих столетий, складывали огромный пласт древнейшей самобытной культуры, своеобразное выражение духовной и трудовой деятельности индийского народа и многовековой истории.

Индийские литературные источники свидетельствуют о большом уважении к музыкантам, которые ценились и были глубокоуважаемые среди основного населения. Ведь индийская музыка была важной и неотъемлемой частью жизни индийского народа. Так как магическим и религиозным обрядам отводилось особое место в жизни индийской общины, каждое племя имело своего персонального музыканта, который исполнял гимны во время обрядов.

В IV-VII вв. классическое направление в индийской музыке достигло своего наибольшего развития. Основные теоретические музыкальные положения, описанные в древних трактатах, сохранились неизменными, несмотря на процесс длительного исторического развития. Именно потому, что музыкальные каноны оставались, и по сей день остаются, незыблемыми для многих поколений индийских музыкантов, сегодня, существует такое своеобразное и уникальное направление в музыке, как индийская музыка.

Классическая музыка Индии берет свое начало от священных книг – «Вед» («знаю», «ведаю»), создававшихся в течение тысячелетия (с 1500 по 500 г. до н. э.). Веды – самое раннее литературное произведение на санскрите. Индийцы утверждают, что тексты Вед были переданы древним мудрецам богом Брахмой и поэтому считаются священными. В Ведах рассказано о развитии ремесел: ткачестве, гончарном, плотницком и кузнечном деле. Содержатся там и отрывочные сведения о медицине. Но основным содержанием Вед были, конечно, знания о богах и мироздании, собранные в первой их части – Ригведе. Из гимнов «Ригведы» складывались песни о смене времени года, о приносимом дождями облегчении после неумолимого зноя долгого лета и о торжестве весеннего обновления.

Основу индийской музыки составляет рага, что в переводе с санскрита означает «страсть, цвет и привязанность», нечто, способное «окрасить сердца людей». Большинство раг, исполняемых музыкантами, представляет собой результат обработки простейших мелодий индийского фольклора. Рага – это изначальная мелодическая идея, подчиненная точным правилам восхождения и нисхождения тона, предписанным местам пауз, характерным фразам. Каждая рага обладает неповторимой, очень тонко обозначенной интонацией («мелодией настроения»), она строго соответствует определенному чувству, переживанию, «вкусу».

Рага связана с конкретным временем суток или года, призвана вызвать состояние или чувство, общее для человека и природы. Суточный цикл раг начинается с предрассветной поры: есть специальные раги, символизирующие встречу тьмы и света. Все основные утренние раги строги и напоминают молитву, так как утро предназначено для молитв и медитации. По мере того, как день набирает силу, вступают более светлые раги, после полудня исполняются раги, которые ассоциируются с солнечными лучами, пробивающимися сквозь листву деревьев. Раги второй половины дня напряженны и знойны, так как это время наибольшей дневной активности. С заходом солнца их сменяют спокойные и умиротворенные вечерние раги. Период от захода солнца до полуночи занимают светлые, лирические и романтические раги. Ночные требуют исключительной тщательности исполнения, преисполнены тайны, магии и глубины. Кроме перечисленных, есть раги для сезона дождей, весенние раги, связанные с праздником урожая.

Исполнение раги – большое искусство. Прежде всего музыкант стремится придать исполнению характер доверительной беседы. Небольшие паузы в исполнении (покашливание или настройка инструмента) не нарушают картины целого и не уменьшают силы воздействия на слушателей. Музыкант-виртуоз, приглашая слушателей в мир раги, делает их полноправными участниками творческого процесса. Музыканта с полным правом можно сравнить с художником: ряд за рядом, такт за тактом он создает в сознании слушателей определенный художественный образ. Музыкальное произведение никогда не репетируется заранее, его исполнение не подчиняется строгим правилам. Это скорее искусство импровизации, при котором исполнитель стремится вовлечь слушателей в непринужденную беседу. Безусловно, достичь такого эффекта можно только при участии небольшого количества исполнителей в камерной обстановке. Неменьшее искусство требуется и от слушателей. Слушать музыку раги почти столь же трудно, как научиться играть или петь ее. Посвященный слушатель может воссоздать в сознании ее целостный образ.

С древности в индийской философии музыкальному звуку приписывалась сила, способная творить мир, создавать и поддерживать его гармонию. В одном из индийских трактатов говорилось: «Звук есть высшее лоно, звук – причина всего». Принято считать, что наполненный смыслом и чувством, живой и трепещущий звук музыкального инструмента совершенен, если он близок к человеческому пению.

Главный и непревзойденный инструмент индийской музыки – это человеческий голос, которому всегда придавали особое значение. Поющий голос в индийской музыке – это земной, естественный голос обыденной речи, приглашающий слушателя к доверительной беседе.

Большинство струнных и духовых инструментов, используемых при исполнении, повторяют определенные качества или особенности человеческого голоса. Поэтому не случайно индийцы утверждают, что излюбленному инструменту вине богиня красноречия, покровительствующая науке и искусству, подарила поющий человеческий голос. Среди разнообразных музыкальных инструментов вина признана царицей. По форме она напоминает лиру или арфу. Также широко распространены щипковый ситар, флейта, инструменты типа трубы, используемые в основном для подачи сигналов. Многочисленны и ударные инструменты: барабаны, различные тарелки, гонги, колокола.

Театральное искусство Индии
Театральное искусство Индии зародилось в период II века до н. э. – I века н. э., достигнув вершины своего развития к Х веку н. э. В это время создаются сотни пьес, признанных впоследствии классикой индийского театра. После Х в., с приходом исламских завоевателей в Индию, классический театр приходит в упадок. Театральные постановки продолжают существовать в примитивном виде в отдаленных уголках сельской местности. В период XV-XIX вв. происходит возрождение театрального искусства. В середине XIX в. театральная сцена становится средством борьбы против британского колониального господства, что подталкивает британцев ввести строгий контроль за театральной деятельностью в Индии, запрещая постановки политического содержания и дозволяя лишь классические драмы. После обретения Индией независимости в 1947 г. театры беспрепятственно появляются по всей стране, становясь важным звеном в индустрии развлечений.

Индийское театральное искусство подразделяется на три формы: классическую санскритскую драму, традиционный народный театр и современный театр.

Индийская классическая санскритская драма – одна из старейших форм театрального искусства, которая начала активно развиваться в I в. н. э. О существовании санскритской драмы в столь давнее время свидетельствует такой авторитетный источник как «Натьяшастра» – трактат о театральном искусстве, составленный мудрецом Бхаратой (IV в. до н. э. – IV в. н. э.).

Индийская драма является достижением высшего совершенства индийской литературы. Она построена так, чтобы вызывать у зрителя сильные эмоциональные переживания, связанные с характером и деяниями героев. Одни персонажи рождают чувство восхищения и благоговения, другие, напротив, отвращения, а третьи вызывают смех и веселье. Персонажи санскритской драмы четко делятся по социальному статусу.

В индийской драматургии существует два вида пьес: локадхарми, где персонажи представлены в реалистичном виде и натьядхарми – стилизованная драма, в которой используется язык жестов.

Первым драматургом, писавшем на санскрите, считается Ашвагхоша (II в. н. э.). Этот образованный и талантливый человек проповедовал философию буддизма посредством своих произведений. Но самой значимой фигурой в индийской драматургии является поэт Калидаса (IV-V вв.), сочинявший пьесы на санскрите, опираясь на истории из пуран («древних былин») – текстов древнеиндийской литературы на санскрите. В основном это писания послеведийского периода, в которых описывается история Вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и дэвов (сверхъестественных человекоподобных существ, имеющих вид великанов). Главным сюжетом в них является любовь героя и героини. Преодолев множественные препятствия, возлюбленные вознаграждаются возможностью воссоединиться друг с другом.

Санскритская драма, зародившаяся в Индии в древние времена, стала одной из форм искусства, отражающей все реалии жизни без прикрас. Позже её дополнил классический танец. Сочетание музыки, жестов и танца позволило индийской драме обрести новую грань и преобразиться в классическую танцевальную драму. Это направление передавало всю красоту жизни, опираясь на божественные примеры, приведенные в древних эпосах. Яркими примерами индийской классической танцевальной драмы являются: кудиаттом, кришнанаттом, раманаттом и катхакали. Также к танцевальной драме можно отнести почти все классические танцы Индии, поскольку сегодня они являют собой театрализованное музыкальное представление, повествующее о любовных отношениях героя и героини.

Из «Натьяшастры» мы узнаем, что древние театральные труппы имели своего лидера, который был первым актером и руководил группой певцов, танцоров, музыкантов-помощников и драматургов. В труппе явно преобладали мужчины, но и женщины привлекались в качестве певиц и танцовщиц. Выступающий на сцене актер сочетал искусство пластики, голоса, костюма, грима, экспрессии. Актеры должны были очень много тренироваться, соблюдать особую диету, ежедневно выполнять систему упражнений для укрепления мышц, повышения гибкости и выносливости. Среди актеров существовало деление на амплуа: герои и героини, министры и шуты. Излюбленные сюжеты пьес индийских драматургов – это народные предания и легенды, подвиги королевских мудрецов и конечно же любовь.

Индийский традиционный народный театр, четко сформировавшийся в средние века, представляет собой синтез классической драмы и свободных импровизированных постановок, основанных на исторических событиях, а также темах из пуран и эпосов. Народный театр отражает мысли, идеи и эмоции простых людей. Фактически традиционный народный театр можно разделить на постановки религиозного и светского характера. Первые служат для проповеди религиозных, морально-нравственных ценностей и, по сути, являются размышлениями о смысле жизни. Цель вторых – развлечение. Важное место в народном индийском театре занимает песня, которой отведена важнейшая роль.

Традиционный народный театр Индии поразительно разнообразен. Каждый штат многонациональной страны представлен яркими зрелищными представлениями, отражающими местные нравы и обычаи. Но всех их объединяет реализм жизни, любви, добродетели и порока, нередко приукрашенный романтической идеей.

Наутанки – одно из самых популярных в северной Индии комедийно-музыкальных театральных представлений. Сюжетные линии наутанки основаны на народных сказаниях, историях о легендарных героях и эпических преданиях. Народная музыка, пение и танцы переплелись воедино в наутанки. Спектакли проходят как на языке хинди, так и на урду. До появления киноиндустрии представления наутанки являлись весьма распространенным средством развлечения во всех городах и селах северной Индии. По традиции представление наутанки начинается поздно вечером и длится без перерыва всю ночь до рассвета.

Сванг/саанг – форма танцевально-музыкального театра. Фактически сванг очень схож с наутанки. Существуют лишь незначительные различия. Наутанки – это чисто комедийная форма представлений. В то время как в сванге присутствуют как сатира, так и героическая романтика. Представления сванг завораживают обширным репертуаром народных песен и танцев. Традиционно все роли исполняют мужчины. Чтобы создать соответствующую атмосферу, за час до спектакля начинается концерт, настраивающий зрителей на представление.

Бханд патер – это форма народного театра, сюжеты которого основаны на мифологических рассказах и преданиях. В основном носят сатирический характер. Главной сюжетной линией является противостояние местного населения иноземным завоевателям.

Ятра – популярная форма традиционного народного песенного театра. В IX-XII вв. это музыкальное представление было распространено под названием чарья. Позже в XVI в. в период движения бхакти, чарья стала известна как ятра (религиозная процессия проповедников) и носила религиозно-проповеднический характер. Но уже в ХIX в. содержание спектаклей стало нравственно поучительным. А в ХХ столетии ятра трансформировалась в обыкновенное развлекательное представление, длящееся четыре часа, которому предшествует продолжительное музыкальное вступление.

Традиционный индийский народный театр кукол
Театр кукол (индийский кукольный театр) – одно из древнейших видов развлечений в Индии, особенно в сельской местности. В той или иной форме он процветает на протяжении веков и является неотъемлемой частью народной культуры. В умелых руках кукловода марионетки оживают, воплощая наяву сюжеты из «Махабхараты» и «Рамаяны», а также имитируя реальную жизнь. В Индии используют различные виды кукол – деревянные, кожаные или тряпичные марионетки, управляемые с помощью палки или веревочек, перчаточные куклы, а также плоские куклы, используемые в театре теней.

Катхпутли – раджастанский театр кукол. В переводе с языка раджастхани катх означает «дерево», а путли – «безжизненная кукла». Считается, что театр катхпутли зародился в Раджастане около двух тысяч лет назад, о чем свидетельствуют упоминания о деревянных куклах в местных сказаниях и песнях. Ни один религиозный фестиваль, ни одна ярмарка в Раджастане не проходят без веселых кукольных представлений.

Путул нач – еще одна разновидность кукольного театра. Куклы путул нач довольно большие, около 1,5 м высотой. Их вырезают из дерева и облачают в красивые одежды. В состав труппы артистов входят кукловоды, поющие песни и читающие стихи, музыканты, играющие на фисгармонии, барабанах и металлических тарелках. Представления зачастую проходят на сельских ярмарках. В них разыгрываются истории о Кришне или импровизации на свободную тему, где куклы просто танцуют.

Павакатхакали – это популярное кукольное представление в стиле танцевальной драмы катхакали. Спектакль разыгрывается при помощи перчаточных кукол размером 30-50 см. Различные истории из «Махабхараты» являются сюжетами представлений, которые проходят ночью при свете масляной лампады. Длительность представления варьируется от часа до двух, а иногда и дольше. В танцевальной драме катхакали рассказ ведется с помощью жестов и мимики. Но этот язык не доступен деревянным куклам и поэтому главная роль в представлении отводится слову, с помощью которого певцы передают содержание спектакля.

Театр теней
Считается, что театр теней возник три тысячелетия назад в Юго-Восточной Азии и постепенно проник в Индостан.
Тхолу боммалата является традиционным видом театрального искусства. Дословно тхолу означает «кожа», а боммалату – «танец куклы». Не имея постоянного места жительства, бродячие кукловоды тхолу боммалата, странствуя по штату, дают представления, показывают акробатические номера, а также гадают, продают украшения и починяют утварь. Традиционные классические куклы тхолу боммалата изготавливают из кожи, окрашенной растительными красителями. В наши дни их вырезают даже из пленки для рентгеновских снимков. Размер готовых фигур достигает почти метровой высоты. Руки и ноги кукол подвижны. Сами куклы управляются с помощью прикрепленных к ним палок. Простой белый экран становится центром представления, рассказывающего истории из «Рамаяны», «Махабхараты» и местных преданий.

Источники:
Данилова Г. И. Искусство 10 класс. Базовый уровень: учебник / Г. И. Данилова. М.: Дрофа, 2020.
Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. М.: Гуманитар. изд. Центр Владос, 2005.
Бхаратия.ру – паломничество и путешествие по Индии, Пакистану, Непалу и Тибету.

Музыкальное и театральное искусство Индии

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Поиск по сайту

Официальные документы

Методические материалы по ФГОС

Рабочие программы. Календарно-тематическое планирование

Классные часы

Внеклассные мероприятия

100 фильмов для школьников

Портал «Память народа» реализует возможность поиска документов и получения информации о судьбе родственников, принимавших участие в Великой Отечественной войне, погибших в бою или умерших от ран в госпиталях и медсанбатах, о награждениях, об участниках войны из подлинных архивных документов: донесения о погибших и пропавших без вести, наградные листы, журналы боевых действий.

Сайт «Подвиг народа» – это информационный ресурс открытого доступа, на котором можно найти людей по фамилии, имени, отчеству в наградных листах, приказах о награждениях и в картотеке. Есть возможность ознакомления с подлинными архивными документами о ходе проведения и итогах основных боевых операций, совершенных подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной войны.

Проект «Мемориал» – обобщенный компьютерный банк данных, в котором содержится информация о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период. Проект дает возможность миллионам граждан установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения. 

                                                       

 

   Учительский портал                Сообщество педагогов