На протяжении многих тысячелетий Восток выработал особые мифологические, религиозные и философские системы взглядов, нашедшие отражение в различных видах искусства, будь то буддийское храмовое строительство, китайская живопись, японская гравюра, индийская скульптура или персидская книжная миниатюра. Искусство Востока условно, и вместе с тем оно удивительно правдиво. Неискушенному человеку порой нелегко понять истинный смысл и значение некоторых произведений искусства, для этого нужны определенные знания, понимание особенностей культурного развития и мировосприятия того или иного народа. Самобытная культура народов Востока – ярчайшая и незабываемая страница в истории мировых цивилизаций.
Однако художественная культура народов Востока развивалась не изолированно от культуры европейских стран. Вобрав в себя многие ее черты, она в то же время оказала существенное влияние на общий характер европейской культуры. По великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товарами, но и взаимопроникновение культур Востока и Запада. Вот почему мы восхищаемся шедеврами искусства Востока не меньше, чем искусством Древнего Египта и Античности, Средневековья и Возрождения.
Изучение культуры Востока началось сравнительно недавно, в конце XIX в. Мы рассмотрим лишь некоторые аспекты ее развития, познакомимся с наиболее интересными ее центрами (Индия, Китай и Япония, Арабский Восток), оставившими знаменитый след в мировом искусстве.
Индия – «страна чудес»
Индия – необычайно привлекательная и загадочная страна, на территорию которой ежегодно прибывает огромное количество путешественников со всего мира. Каждого привлекает что-то свое, будь то неповторимая индийская культура, буддийские храмы, уникальная архитектура, древняя философия, особая аура или роскошные пляжи Гоа. Как бы там ни было, Индия хранит на своих просторах несметное количество сокровищ и культурных богатств, которыми щедро делится со своими иностранными гостями.
Как и у любой другой страны, у таинственной Индии есть и свои символы, с которыми эта страна ассоциируется у большинства жителей планеты. Ни для кого не секрет, что одним из главных и наиболее популярных таких символов является Тадж-Махал – дворец, который часто изображают на рекламных проспектах, туристических путеводителях и в качестве заглавного изображения в статьях о стране. Пожалуй, не существует в мире такого человека, который бы не видел хотя бы на фотографии этого величественного сооружения. Потрясающей красоты дворец-мавзолей, выполненный из белоснежного мрамора, пленит взоры многих путешественников, которым посчастливилось увидеть его воочию. Словом, Индия уже давно ассоциируется с этим потрясающим памятником архитектуры.
Многие века Индия представлялась сказочной страной. Перед отважными мореплавателями, посетившими эту страну, открывалась красота беломраморных дворцов, величавость древних храмов и колоссальных статуй богов. Именно в эту «страну чудес» в XV в. отправился русский купец и путешественник Афанасий Никитин, написавший впоследствии книгу «Хождение за три моря».
«Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – один из наиболее замечательных памятников древнерусской литературы. Важнейшей особенностью этого памятника следует считать его совершенно неофициальный характер – это записки русского человека, попавшего на чужбину, не имевшие определенного адресата.
Чудом, которым была Индия, восторгались и в более поздние времена. Исследователи искали в Индии истоки всей мировой культуры. Для этого было достаточно оснований. Одним из аргументов является родство санскрита (древнейшего индийского литературного языка) с древнеперсидским, древнегреческим, латинским и многими другими европейскими языками, составившими так называемую индоевропейскую группу языков.
Индию по праву называют колыбелью древнейших цивилизаций, так как она дала миру множество научных и художественных открытий. Здесь родилась гениальная догадка о вращении земли вокруг Солнца, здесь была создана десятеричная система счисления. Индия – родина алгебры, ее ученые знали число «пи», решали линейные уравнения, отсюда пришли понятия «корень», «синус», «цифра».
Индия дала миру ряд философских и этических учений, богатейшую мифологию, величественные творения древнеиндийского эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна», послужившие источником для многих произведений изобразительного искусства.
Разнообразие и богатство форм искусства Индии обусловлены многочисленностью народов и племен, участвовавших в формировании ее культуры на протяжении более чем пятитысячелетнего периода развития. Здесь до сих пор сосуществуют различные религии: индуизм, буддизм, джайнизм, ислам и христианство. Вот почему в индийском искусстве сочетаются сюжеты, образы и символы разных вероисповеданий, а саму Индию до сих пор называют страной контрастов.
Индийское искусство представлено всеми видами – от пышной архитектуры, оригинальной пластики и живописи до блистательной поэзии, музыки и танца. В основе искусства Индии лежит идея единства мирового и вечной жизни.
Шедевры индийского зодчества
Одним из древнейших типов культовых сооружений буддизма является ступа (погребальный холм), внешне напоминающая купол современного планетария. Ступа служила местом для хранения священных реликвий Будды. Полусферическая форма ступы не случайна. Согласно легенде, Будда сам объяснил, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашку для сбора подаяний.
Ступа в Санчи (III в. до н. э.) – одно из известнейших архитектурных сооружений Индии. Расположенная в уединенном живописном месте, она как нельзя лучше соответствовала созерцательной жизни буддийских монахов. Сюда из находящегося поблизости большого города стекались многочисленные паломники. В сферическом куполе высотой около 15 метров отсутствует внутреннее пространство, его наружный слой облицован обожженным кирпичом и покрыт толстым слоем штукатурки. Наверху купола установлена небольшая надстройка – «дворец богов» – для хранения реликвий буддийского культа. Из вершины ступы в небо устремлен золотой шпиль с нанизанными на него тремя зонтиками. Шпиль – это ось Вселенной, соединяющая Небо и Землю, а зонтики – три небесные сферы, три ступеньки восхождения к нирване, особому состоянию просветления, отрешения от земных страстей, достижению высшего порядка – Абсолюта. Вокруг полушария ступы тянутся галереи с лестницами для торжественных процессий, связанных с культовыми обрядами и сопровождавшихся музыкой и танцами.
Украшенные рельефами и круглой скульптурой, ворота представляют собой синтез архитектуры и пластики и служат прекрасным декоративным убранством для внешне суровой и простой форме ступы. Сюжетов так много, что их с трудом можно охватить взглядом. И все же, несмотря на изобильную пластику ворот, их оформление не производит впечатления перегруженности. Все изображения расположены таким образом, что между ними остаются узкие, но глубокие промежутки, заполненные густой тенью. Большинство сюжетов посвящено преданиям и легендам, связанным с жизнью Будды, некоторые отражают исторические события. Каждый из них требует пристального и внимательного рассмотрения. Великолепное мастерство индийских резчиков по камню достойно восхищения, а их творения принадлежат к блестящим образцам мировой пластики.
Зрительным и тематическим центром ворот является Колесо Закона Будды, символизирующее путь к нирване. По его краям сидят крылатые львы и якшини (низшие божества, олицетворяющие силы природы). Под ними и рядом на столбах и в рамках – изображения цветов, натюрмортов, павлинов, всадников, сказочных птиц. Еще ниже – выезд царя со свитой на охоту, встреча с отшельниками.
Каждые из четырех ворот водружены на скульптурные фигуры слонов, выполняющих роль кариатид. А вот четверо толстых ухмыляющихся карликов несут нижнюю балку. Приветливо улыбаются якшини, грациозно наклонясь вперед и поддерживая архитрав. Кажется, весь реальный и фантастический мир природы представлен в рельефах ворот. Но почему здесь так много животных и растений? Это связано с прежними перевоплощениями Будды в змею, слона, птицу, лебедя, рыбу и др.
Во всех изображениях передано ощущение радости земного бытия, полноты жизни на лоне природы. Вот два оленя, сблизив свои морды, стоят под деревом, будто беседуют между собой. А вот слон наслаждается купанием в водоеме: его глаза закрыты от удовольствия, хоботом он лениво держит побег растения. Рядом примостилась пара гусей. А здесь свирепо гримасничают, стараясь навести ужас на зрителей, страшные демоны. Во всем поразительная жизненность и свобода в передаче повадок и облика живых существ.
Одним из древнейших видов буддийской архитектуры являются чайтьи (пещерные храмы для моления), вырубавшиеся в глубоких недрах скалистых гор. Чайтья – своеобразный вариант ступы, она также служила местом для совершения культовых обрядов, священных таинств.
Чайтья в Карли – самый большой пещерный храм, расположенный на глубине 40 м. Его длина – 37,8 м, ширина – 14,2 м, высота – 13,7 м. Красивые мощные колонны, по 15 в ряд, делят зал на центральный неф и два боковых крыла. С особой тщательностью украшен вход в чайтью. Он обрамлен огромной килевидной аркой, окруженной более мелкими арочками. Солнечный свет проникает в полутемную залу через окно, несколько напоминающее розетку готического собора.
Фасады храма украшены рельефами и скульптурными группами, не оставляющими ощущения отрешенности от жизни. Наоборот, как учит буддизм, они призывают наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Смерть не трагедия, а лишь увлекательное путешествие, за которым последует новое рождение.
Позднее в связи с распространением индуизма, в IV – VI вв., в Индии развернулось широкое храмовое строительство, посвященное триединому божеству: Брахме (Творцу Мира), Вишну (Охранителю) и Шиве (Разрушителю).
В индийском зодчестве различают два типа храмов, пышно украшенных декоративной пластикой. На севере Индии, где климат более дождливый, храм имел форму заостренной высокой башни, с которой легко могла стекать вода.
На юге храм имел более отлогую линию силуэта с плоской крышей. Индийские храмы многоступенчаты, в них символически передана идея постепенного восхождения к небу. Храмы состоят из трех частей: крытой галереи для молящихся, закрытого помещения (притвора) и святилища – главной части храма, над которой воздвигались высокие башни. Сложенные из камня или кирпича храмы плотно срастаются с почвой. Их нижняя часть сплошь покрыта горизонтальными рельефными карнизами.
Огромные храмы с большим количеством деталей едва можно охватить единым взором. Они похожи на мифологические изваяния со множеством фантастических существ. Глядя на храмы, соглашаешься с утверждением, что индийские мастера умели строить как гиганты, а отделывать как ювелиры.
Индийское храмовое зодчество представлено многими выдающимися памятниками, среди которых особое место принадлежит храму Кайласанатха (Шивы) в Эллоре. Это архитектурный шедевр мирового значения, вершина скального зодчества Индии. Храм, подобно статуе, был высечен из сплошной массы скалы. По величине и мощи его можно было бы сравнить с греческим Парфеноном (кстати почти равным ему по площади) или скальным храмом царицы Хатшепсут в Древнем Египте. Один из мастеров, взглянув на сотворенное чудо, оставил надпись: «Чудесно! Я сам не понимаю, как это случилось, что я смог построить его!»
С высоты горного склона открывается роскошное скульптурное убранство храма, характерными чертами которого являются чувственность и эротичность, телесность высокого рельефа с глубокими тенями. Создается впечатление, что храм живет, дышит множеством образов божеств, людей, фантастических животных, вмещая в себя всё разнообразие мира и окружающей природы. Скульптурные фигуры львов слонов, тигров, подобно атлантам и кариатидам, несут на себе храм, но в отличие от них выступают из массы стены храма только передней частью тела. Великолепен фриз на фасаде с изображением слонов, у которых изваяны лишь грудь, передние ноги и голова, а хоботами они берут лежащую перед ними пищу. Храм Кайласанатха в Эллоре по праву считается одним из самых поразительных произведений искусства Индии.
Источник: Данилова Г. И. Искусство. Учебник.
Афанасий Никитин. «Хождение за три моря»
Мы ничего не знаем об Афанасии Никитине, кроме сведений, содержащихся в «Хождении», и заметки, предшествуюшей ему в летописной редакции. Как может быть установлено по этим источникам, путешествие Никитина происходило в 1468-1475 гг., незадолго до присоединения Твери κ Московскому государству; умер он около 1475 г., не дойдя до Смоленска. Нет оснований считать Афанасия Никитина особенно предприимчивым купцом, сознательно стремившимся в Индию; не был он и дипломатом. Товары, с которыми он отправился в путь, предназначались, очевидно, для продажи на Кавказе. Β Индию он пошел «от многия беды», после того как был ограблен в низовьях Волги. Единственным товаром, который он доставил в Индию, был купленный по дороге и проданный с большим трудом конь. Путевые записки Никитина были, в сущности, дневником, только без разбивки на даты. Он предполагал, конечно, что его дневник прочтут на родине (именно поэтому он записывал наиболее сомнительные с официальной точки зрения разделы по-тюркски и персидски), но не приспосабливал его к этикетным нормам, характерным для церковной и официальной светской литературы того времени. Личностный характер рассказа Никитина, способность его автора раскрыть читателю свой внутренний мир – этими чертами «Хождение» перекликается с величайшим памятником древнерусской литературы, созданным два века спустя, – «Житием» протопопа Аввакума.
Источник: Электронные публикации Института русской литературы
Махабхарата
В переводе на русский язык «Махабхарата» означает «Великое сказание о потомках Бхараты» или «Сказание о великой битве бхаратов». «Махабхарата» представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, лиро-дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединённых по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления, состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 75 000 двустиший (шлок), что в несколько раз длиннее Илиады и Одиссеи взятых вместе. «Махабхарата» — источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературе народов Южной и Юго-Восточной Азии. В индийской традиции считается «пятой Ведой». Одно из немногих произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в нём есть всё на свете.
Сказание посвящено истории непримиримой вражды между кауравами и пандавами – сыновьями двух братьев Дхритараштры и Панду. В эту вражду и вызванную ею борьбу, согласно сказанию, постепенно вовлекаются многочисленные народы и племена Индии, северной и южной. Она оканчивается страшной, кровопролитной битвой, в которой гибнут почти все участники обеих сторон. Одержавшие победу столь дорогою ценой объединяют страну под своей властью. Таким образом, главной идеей основного сказания является единство Индии.
Источник: Словари и энциклопедии
Рамаяна
«Рамаяна» – знаменитый эпос древней Индии, получивший свое окончательное оформление между IV в. до н. э. – II в. н. э. В отличие от Махабхараты представляет собой сравнительно стройное целое и по композиции, и по развертыванию сюжета.
«Рамаяна» состоит из 24 000 стихов (в оригинале (санскрит) 480 002 слов – около одной четверти текста «Махабхараты», что в четыре раза больше «Илиады»), которые распределены на семь книг и 500 песен, называемых канды. Стихи «Рамаяны» составлены в метре из тридцати двух слогов, который называется шлока.
В «Рамаяне» повествуется история седьмой аватары Вишну Рамы (один из четырёх одновременных воплощений Вишну, остальные три – его братья), чью жену Ситу похищает Равана – царь-ракшаса Ланки. В эпосе освещаются темы человеческого существования и понятие дхармы. В поэме содержатся учения древних индийских мудрецов, которые представлены посредством аллегорического повествования в сочетании с философией и бхакти.
Источник: Словари и энциклопедии