Психологическая поддержка способна улучшить взаимоотношения детей и взрослых. При недостатке, отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным аффективным поступкам.
Психологическая поддержка – это процесс:
- в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах ребенка с целью повышения его самооценки;
- который помогает ребенку поверить в себя, в свои силы и возможности;
- который помогает ребенку избежать ошибок;
- который поддерживает ребенка при неудачах.
Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо. Необходимо, чтобы взрослый обращал внимание на позитивные поступки ребенка и поощрял их.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- опираться на его сильные стороны;
- избегать подчеркивания промахов;
- показать, что вы довольны поведением ребенка;
- уметь проявлять любовь и уважение к ребенку;
- уметь помочь ребенку разбить большое задание на более мелкие, с которыми ему легче будет справиться;
- проводить больше времени с ребенком;
- внести юмор в отношения с ребенком;
- знать обо всех начинаниях ребенка;
- уметь взаимодействовать с ребенком;
- позволить ребенку самому решать свои детские проблемы;
- избегать телесных наказаний;
- принимать индивидуальность ребенка;
- проявлять веру в ребенка;
- демонстрировать оптимизм.
Слова поддержки:
- Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
- Ты делаешь это очень хорошо.
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
- Это сложный вопрос, но я уверен, что ты готов к нему.
Средства поддержки:
- Слова: красиво; аккуратно; прекрасно; здорово; замечательно; вперед; продолжай и т. п.
- Высказывания: я горжусь тобой; мне нравится, как ты работаешь; я рад твоей помощи; спасибо; все идет прекрасно; я рад, что ты в этом участвуешь; я рад, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал, и т. п.
- Прикосновения: похлопать по плечу; дотронуться до руки; мягко приподнять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его и т. д.
- Совместные действия: сидеть, стоять рядом; вести его; играть с ним; слушать его; принимать вместе пищу и т. д.
- Выражение лица: улыбка, подмигивание, кивок, смех и т. д.
Источник:
ГОУ Ярославской области «Переславль-Залесская школа-интернат № 3»
Страничка педагога-психолога