Такой вопрос возникает у родителей независимо от возраста ребенка. В дошкольном возрасте хочется научить своего ребёнка всему по максимуму, чтобы потом ему было легче – в школе, в университете и вообще в жизни.
В школьном возрасте вопрос трансформируется: если ребенок учится на «три», надо ли с этим что-то делать, заставлять ли его учить всю программу полностью?
Примем за аксиому, что родители хотят своим детям только хорошего. И весь воспитательный процесс направлен лишь на одно – вырастить идеального (или почти идеального) человека, который смог бы добиться успеха в жизни и был бы счастлив. Представления о том, каким именно должен быть этот самый воспитательный процесс, весьма многообразны. Одна из лидирующих точек зрения: детям необходима строгость, иначе вырастет распущенный человек, лишенный моральных ценностей, не умеющий добиваться успеха в жизни, не желающий приложить никаких усилий для достижения нужного результата.
Приходит ко мне мама и жалостливо просит:
– Не могли бы Вы сделать из моего Сашеньки… лидера. Все ребята обсуждают, кто кем на Новый год будет, а он молчит, ничего не предлагает. Я вот совсем не такая была. Всегда впереди всех, активная. А он – мямля какой-то. В общем, сделайте из него лидера!
Большинство родителей хотят видеть своего ребенка именно таким: активным, жизнерадостным, лидером своих сверстников, которого уважают, с которым советуются, которого любят. При этом для родителей он должен быть еще и прилежным, послушным отличником!
Из письма в редакцию журнала «Красная бурда»: «Мой ребенок не засыпал всю ночь, а волчок так и не пришел и за бочок его не укусил. Боюсь, что с Бабайкой будет та же история. Подскажите, как еще можно влиять на ребенка? И если будет время, ответьте, когда Россия станет действительно правовым государством? Последнее не обязательно».
Поговорим о роли наказаний в воспитании детей. Ребенок учится многое понимать таким образом, что ему ясно дают знать, что является правильным, а что – нет: он нуждается в поощрении, признании, похвале или иной форме одобрения в случае, если он поступает правильно, и в критике, несогласии и наказании в случае неправильных поступков. Существует мнение, что дети, которых хвалят за хорошее поведение, но которых не наказывают при неправильных действиях, обычно учатся всему более медленно и с трудом. Такой подход к наказанию имеет свою обоснованность и является вполне резонной составной частью воспитательных мер.
Весна! Весна! Как быстро время бежит! Недавно были лютые морозы, на улицу и нос не высунешь, а вот уже и апрель подходит к концу, чувствуется приближение лета: солнышко все ярче светит (аж до слез), да не просто светит, но уже и изрядно припекает. Только что появившиеся травинки распрямляются, тянутся к лучикам, скоро вся лужайка во дворе будет зеленая-зеленая!
А первоцветы – желтенькие головки мать-и-мачехи – рассыпались вдоль дорожек, как солнечные зайчики. Увидишь их и невольно улыбнешься. Похожи на милые веснушки, которые высыпали на лице у моего сынули. Почки на деревьях набухли, уже и листики проклюнулись. А птички поют в свое удовольствие на все голоса на радость нам, видимо, устали молчать за зиму.