Рассказ «Кавказ» И. А. Бунин написал в 1937 году. Этот рассказ вошел в книгу «Темные аллеи», которая собиралась восемь лет, с 1937 по 1945 гг.
70-летний Бунин, убеленный сединами вечный юноша, знаменитый писатель выписывает из «Войны и Мира» Льва Толстого: «Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь». Слова, которые могут служить эпиграфом, сквозной темой и камертоном «Темных аллей».
Книгу «Темные аллеи» Бунин считал самой совершенной по мастерству и причислял к высшим своим достижениям. Это книга – воспоминания. В рассказах, составляющих книгу, любовь двух людей и одновременно признание в любви автора к России, восхищение ее таинственной глубокой душой.
Цикл рассказов «Темные аллеи» включает в себя 38 рассказов. Они различаются в жанровом отношении, в создании характеров героев, отражают разные пласты времени. «Темные аллеи Бунина – это некий цикл рассказов, посвященных одной теме – любви. Любовь – главная тема этих произведений. Здесь мы видим глубокое чувство между мужчиной и женщиной. Эмоции переполняют каждого, кто участвует в роли любовника. В каждом человеке мы видим свои «Темные аллеи», которые проходят сквозь жизнь. В каждом человеке скрыто тайное желание и страсть.
Любовь понимается автором как величайший дар, который никто не может отнять. Это основа всей жизни, то призрачное счастье, к которому все стремятся, но часто упускают. По мысли писателя человечеству отпущено лишь ограниченное количество счастья, а потому-то, что дается одному, отнимается у другого. По Бунину человек по-настоящему свободен только в любви.
Произведение Бунина «Кавказ» – это рассказ, представляющий собой яркий пример необыкновенного художественного дара писателя. Удивительно, как в столь небольшом по объему произведении автор смог предать внутренний мир и душевное состояние совершенно разных людей.
Познать настоящее мастерство русского художественного слова можно, совершив анализ рассказа «Кавказ» или любого другого творения из этого сборника.
Бунин показывает в рассказе классический любовный треугольник. Муж – офицер. Его портретная характеристика типична для любого военного: высокая фигура, офицерский картуз, узкая шинель, рука в замшевой перчатке. По высказыванию его жены, он ревнивый, жестокий и самовлюбленный человек. Но это мы узнаем от женщины, влюбленной в другого человека. Ее мнение пристрастно и, следовательно, на него нельзя полагаться.
Сдержанный стиль, в котором Бунин изобразил последние минуты жизни этого человека, помогает в создании портрета. Все в жизни он совершает взвешенно и четко. И даже узнав об измене, он не предается безумию, не предпринимает попыток найти ее и расправиться, он покончил с собой, но прежде побрился, надел чистое белье и белоснежный китель. Все это дает представление о человеке решительном и смелом, который является противоположностью главного героя.
О героине известно, что она бледна и взволнованна. Такой видит ее возлюбленный. Она посещает его тайно. Страх перед обманутым супругом отравляет ее счастье, но упоминая в разговоре мужа, она беспокоится лишь об одном – о возможной мести человека, который ни перед чем не остановится, защищая свою честь. Только в последнем абзаце произведения становится ясен смысл этих слов, как и главная черта героини, а именно – эгоизм. Женщину не волнуют душевные переживания мужа. Он для нее лишь препятствие ее любви и счастью.
Повествование ведется от первого лица, но это загадочное лицо, о котором читатель не знает вообще ничего: ни его возраст, ни социальное, ни материальное положение. Понятно лишь, что он приезжает в Москву, где встречается с женщиной, с которой собирается отправиться на Кавказ. Но именно такой прием недосказанности позволяет автору сместить внимание читателя с героев на то, что с ними происходит. «Воровская любовь не приносит радости, счастье отравлено страхом разоблачения».
Бунин – мастер пейзажных зарисовок дореволюционной Москвы. Описание природы в произведениях Бунина очень выразительно. Это можно объяснить тем, что Иван Бунин считал изобразительность в неразрывной связи с образностью, отличительным признаком подлинно художественного произведения.
Как же все-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок и без изображения предметов, а в словесности без слова – вещи, как известно, не совсем бесплодной? Описание сумрачной московской осени и контрастирует с описанием южной природы. Москву автор изображает сухо, не прибегая к излишним описаниям. На сочинскую картину он не жалеет красок.
На столичных улицах льют холодные дожди, грязно, сумрачно и темно от черных раскрытых зонтов. Погода в Москве созвучна с внутренним состоянием героя. Он в предвкушении счастья, которое они вместе испытают вдалеке от мрачного городского пейзажа на солнечном морском берегу. Но влюбленный опасается, что в последнюю минуту все планы расстроятся. Обманутый муж узнает обо всем и не пустит ее. Рай на побережье пока слишком далек.
Морской пейзаж описан автором более богатым в художественном смысле языком. Здесь и чинаровые деревья, и цветущие кустарники, и веерные пальмы. Писатель в ярких сочных тонах передает животный и растительный мир Сочи. Герои словно оказались в Раю. Они проводят вместе время, наслаждаясь видом южного пейзажа. Они счастливы, что наконец-то вдвоем. Единственное, что может огорчить их – это мысль о скором возвращении в Москву.
Рассказ «Кавказ» драматичен и даже трагичен. Герои словно украли свое счастье. Они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви много радостного и много тревожного. Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом именно потому, что любовь оказалась украденной, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого.