foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


+7 908 110 62 26
kryukov-sd@yandex.ru

Сайт учителя русского языка и литературы

Крюкова Сергея Дмитриевича

Минпросвещения России – федеральный орган исполнительной власти, реализующий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного образования и обучения детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в перечисленных сферах образования, обучения, воспитания.

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» (ФГБНУ «ФИПИ») создан в целях содействия осуществлению Рособрнадзором государственных функций по контролю и надзору в сфере образования, посредством разработки высокоэффективных технологий и методик педагогических измерений, оценки качества образования, научно-методического обеспечения ЕГЭ в Российской Федерации и других мероприятий по контролю качества образования с использованием измерительных технологий.

Федеральный портал «Российское образование» – Интернет-ресурс в сфере образования и науки, ежедневно публикующий самые актуальные новости, анонсы событий, информационные материалы для широкого круга читателей: учащихся и их родителей, абитуриентов, студентов и преподавателей. Еженедельно на портале размещаются эксклюзивные материалы, интервью с ведущими специалистами-педагогами, психологами, учеными, репортажи и аналитические статьи. Читатели получают доступ к нормативно-правовой базе сферы образования, могут пользоваться онлайн-тестами, опросами и др.

Записаться на занятие

Вход / Регистрация

Официальная Россия

«Официальная Россия» – это сервер, созданный с целью информирования граждан по вопросам государственности России. Здесь Вы сможете познакомиться с устройством и структурой государственной власти РФ, узнать подробные сведения о каждой ветке и каждом органе государства.

Единое окно доступа

«Единое окно доступа» – это информационная система, обеспечивающая свободный доступ к интернет-ресурсам, в частности к образовательным, а также к онлайн-библиотекам научных, методических и учебных материалов для общего и профессионального образования в России.

Биография Грибоедова Александра Сергеевича«Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов». Так писал о Грибоедове Пушкин. Он не зря назвал Грибоедова человеком «необыкновенным», «замечательным». Но след по себе Грибоедов оставил – свою комедию «Горе от ума», которая вот уже вторую сотню лет тревожит воображение читателей и ставится на сцене.

Грибоедов родился и рос в патриархальной дворянской Москве, где почитали старину, восхищались екатерининскими вельможами: А. Г. Орловым, дававшим блестящие праздники в своем дворце Нескучное за Москвой-рекой; С. С. Апраксиным, устраивавшим для москвичей роскошные обеды; Н. Б. Юсуповым, владельцем богатого Архангельского, где можно было любоваться картинами и скульптурами...

Александр Сергеевич Грибоедов принадлежал к старинному дворянскому роду. Семья была состоятельной, и Грибоедов получил в детские годы хорошее образование.

Жили Грибоедовы в Москве, в собственном доме на Новинском бульваре. Родители расстались, когда мальчик был маленьким. Детей, сына и дочь, воспитывала мать, женщина властная и требовательная. Она честолюбиво связывала с грядущей карьерой сына свои надежды; с малых лет приучала она Александра бывать в гостиной, уметь вести себя вежливо и с достоинством. Денег на образование детей она не жалела, и сын с детства свободно говорил и читал по-французски и по-немецки, а позже овладел и английским, итальянским, и несколькими восточными языками (персидским и другими).

В мальчике рано проявились серьезность и независимость, заставлявшие его сосредоточенно заниматься. Особенно любил он уроки музыки, которые брал вместе с сестрой Марией. Оба они стали хорошими музыкантами. Вспоминая игру Грибоедова, современники говорили, что у него «звуки сыпались, как мелкий и ровный жемчуг по клавишам». До сих пор с наслаждением слушаем мы его нежные и стремительные вальсы.

Грибоедова более занимали науки – география и история. Его сверстник И. Д. Якушкин, будущий декабрист, вспоминал, что в годы учения «они страстно увлекались сочинениями древних». История Греции и Рима, рассказы о подвигах героев, слова Брута: «На всё отважусь, чтобы спасти республику», – все это было знакомо и близко Грибоедову. В девять лет Грибоедов стал учеником московского Университетского Благородного пансиона, в котором до него учился Жуковский, а позже – Лермонтов. Пансион воспитывал любовь к литературе, русскому языку, учил свободно говорить и писать на нескольких языках, прививал любовь к рисованию, живописи, музыке. Грибоедов учился всему этому легко и с радостью.

Зимой шло учение, а н е лето семья обычно отправлялась в родовое имение Смоленской губернии. Оно принадлежало брату матери Грибоедова, важному барину, не пренебрегавшему светскими знакомствами и традициями. Имея двух дочерей, он «вывозил в свет» и племянника, Александра, знакомил его с теми, от кого могла в дальнейшем зависеть карьера молодого человека. Грибоедов эти выезды не любил. Относясь к дяде внешне почтительно, он втайне посмеивался над ним, не одобрял его крепостнические замашки.

Закончив на отлично Университетский Благородный пансион, в двенадцать лет Александр был принят в Московский университет. Студенты тогда носили форму, и юному Грибоедову сшили мундир – синий, с золочеными пуговицами и малиновым воротником. К мундиру полагалась шпага. Так Грибоедов перешел из детства во взрослую жизнь. Он поступил на словесный факультет. Здание университета находилось на Моховой улице за красивой оградой. Студенты-дворяне приезжали на занятия с гувернёрами, и Грибоедова тоже сопровождал немец-гувернер.

Товарищами по университету стали для Грибоедова братья Чаадаевы, Петр и Михаил, князь Иван Щербатов, внук известного в XVIII веке историка. В пансионе и в университете его окружали и будущие декабристы: В. Ф. Раевский, С. П. Трубецкой, А. И. Якубович, братья Никита и Артамон Муравьёвы и другие. Недаром в дальнейшем их взгляды окажутся очень близкими к грибоедовским и монологи Чацкого декабристы будут принимать как свои.

Грибоедов с детства воспитал в себе умение работать, и в университете это ему пригодилось. Окончив в 1808 году словесный факультет, он поступил на нравственно-политический, так как ему было всего четырнадцать лет, служить было еще рано. На этом факультете вместе с Грибоедовым слушал лекции будущий декабрист Николай Тургенев. В 1810 году Грибоедов закончил и этот факультет и перешел на физико-математический.

В июне 1812 года, окончив университет, Грибоедов должен был сдавать экзамены на звание доктора прав. Но в ночь на 12-е (24-е по н. ст.) июня войска Наполеона перешли пограничную реку Неман. Началась Отечественная война.

Грибоедов поступил добровольцем в гусарский полк. До конца августа пробыв в Москве, он вместе с полком отправился в Казань, где полк укомплектовывался, готовясь к боям. Но сражаться с врагом Грибоедову не пришлось: Наполеон вскоре отступил, и полк Грибоедова был направлен в Брест-Литовск. Гусары тогда славились похождениями, смелостью, кутежами, – это считалось «хорошим тоном». Позже, в 1817 году, Грибоедов писал, что, проведя в полку несколько месяцев, четвертый год не может «попасть на путь истинный. Но о друзьях по полку вспоминал с удовольствием. Здесь судьба свела его со Степаном Никитичем Бегичевым, ставшим его задушевным другом.

Уже в Брест-Литовске Грибоедов пробует писать, посылает в московский журнал «Вестник Европы» сначала стихи, потом серьезную статью – исследование «О кавалерийских резервах». В армии Грибоедов встретился с князем Шаховским, известным театральным деятелем. Они подружились. Шаховской предложил Грибоедову перевести для театра с французского веселую комедию. Она потом шла в театре под названием «Молодые супруги».

Грибоедов начал всерьез думать о творчестве. Ему хотелось быть в литературной среде, посещать театры. В 1814 году Бегичев переводится в гвардию и уезжает в Петербург; следом за ним, получив отпуск, в Петербург устремляется и Грибоедов. В конце 1815 года он подает просьбу об отставке – и получает ее в 1816 году.

В Петербург Грибоедов ехал через Москву, чтобы повидать мать и близких. Он решил служить в Коллегии иностранных дел, ибо мать по-прежнему мечтала о его блестящей карьере.

В ожидании службы Грибоедов ведет в столице вольную жизнь в среде литераторов, актеров и друзей. «С его неистощимой веселостью и остротой везде, когда он попадал в круг молодых людей, был он их душой», – писал позже Бегичев.

В столице у Грибоедова появляются новые друзья, в том числе поэт и драматург, участник Бородинской битвы, капитан Преображенского полка Павел Александрович Катенин. Вместе они сочиняют сатирическую комедию «Студент». Катенин выступал против угнетения народа, за революционное переустройство общества. Он возглавлял кружок молодых литераторов (в который входил и Грибоедов), исповедовавших идеи республиканского равенства. «Тебе обязан я зрелостью, объемом и даже оригинальностью моего дарования, если оно есть во мне», – писал ему впоследствии Грибоедов.

В конце 10-х – начале 20-х годов Грибоедов создает несколько сатирических комедий – и без соавторов («Притворная неверность», 1818; «Проба интермедии», 1819), и совместно с Шаховским, Хмельницким, Вяземским и другими. Эти годы были годами подъема национального самосознания, когда возвратившаяся из заграничных военных походов молодежь мечтала о переустройстве жизни в России. Хотя Грибоедов не видел многого из того, что привелось видеть на Западе его сверстникам, его тоже охватили вольнолюбивые мечты. Он задумал писать драму «1812 год» – о судьбе крепостного крестьянина, партизана, ставшего после войны снова подневольным.

В 1816 году возникла тайная дворянская революционная организация – «Союз Спасения». Двое из ее основателей – Александр Якушкин и Никита Муравьёв – были соучениками Грибоедова по университету. Они привлекли в «Союз Спасения» и Катенина, и Бегичева. Неизвестно, был ли Грибоедов членом этого союза, но взгляды друзей он разделял.

Петербургская молодежь волновалась и шутила, иногда трагически. Завсегдатай театра, Грибоедов хорошо знал юную талантливую балерину Истомину, которую позже Пушкин увековечил в «Евгении Онегине». Знал он и ее друга, кавалергарда Шереметева. Однажды, когда они поссорились, Грибоедов из театра привез Истомину «на чай» к своему приятелю Завадовскому, который прежде за ней ухаживал. Помирившись с Истоминой, Шереметев вызвал Завадовского на дуэль, которая закончилась гибелью Шереметева. Его секундант, Якубович, должен был по условию дуэли стреляться с секундантом Завадовского – Грибоедовым, но был арестован и сослан на Кавказ. В этом нет ничего странного: за участие в дуэлях правительство немедленно наказывало «провинившихся» (что не мешало и самому царю, и его приближённым тайно провоцировать дуэли для расправы с неугодными). Но слухи о якобы «неблаговидной» роли Грибоедова поползли по Петербургу. Многие отвернулись от Грибоедова. Недаром позже Пушкин писал: «Жизнь его была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств».

Сам Грибоедов тяжело переживал эту драму. Ему предложили уехать на дипломатическую службу в Персию. Очень не хотелось остаться без друзей, без литературы, театра и музыки, но назначение пришлось принять. В августе 1818 года Грибоедов выехал через Москву на Кавказ, откуда должен был двигаться дальше. В Москве он посетил близких. Мать благосклонно смотрела на его службу, но отмахивалась от его литературных занятий. С дороги Грибоедов писал Бегичеву: «В Москве всё не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему».

На Кавказе Грибоедов встретился с А. П. Ермоловым, известным генералом, героем 1812 года, воевавшим теперь с горцами, – «проконсулом Кавказа». Грибоедов оценил ум и широкую образованность Ермолова, и тот отнесся с уважением к знаниям Грибоедова, к его организованности, деловитости. На людей малознакомых Грибоедов производил впечатление человека надменного, но с друзьями был прост и сердечен. Он тяготился вынужденным отъездом, мелкая должность секретаря дипломатической миссии его раздражала. «Право, дороже стою моего звания», – писал он друзьям.

В 1819 году миссия выехала в Персию, в Тавриз, где сходились торговые пути Востока. В этой торговле большую роль играла английская Ост-Индская компания, и Англия не была заинтересована в усилении русского влияния в этом крае. Получив аудиенцию у шаха в Тегеране, русская миссия обосновалась в Тавризе. Старинный восточный город, с узкими, кривыми и грязными улицами, с пестрыми базарами, с роскошью и нищетой, – таким увидел Тавриз Грибоедов. Стояли жаркие дни. В садах цвели миндаль и персики.

Грибоедову пришлось хлопотать о возвращении русских пленных, что было делом нелегким, – но он доставил колонну пленных к границе.

Приехав в Тифлис, Грибоедов жадно набросился на русские журналы, бывал в обществе. Ему хотелось писать, но служба требовала его присутствия в Персии. Он называл себя в шутку «секретарем бродячей комиссии» странствуя вот уже полтора года. Его тянуло к творческой работе, и в ноябре 1820 года он писал о своем «пророческом сне», в котором дал слово исполнить задуманное. Речь шла о «Горе от ума», которое уже вызревало в его душе.

В 1821 году Грибоедов возвращается в Тифлис и становится секретарем по иностранной части при А. П. Ермолове. От этих тифлисских дней дошел до нас самый ранний автограф комедии Грибоедова.

В России крепла аракчеевская реакция, на Кавказе появились ссыльные офицеры. То, что они рассказывали о муштре в армии, о преследовании просвещения, жестокости цензуры, влияло на замысел комедии Грибоедова. Хотелось написать комедию смелую, остроумную, с яркими образами и живым разговорным языком. Хотелось продолжить традиции Фонвизина: обличить, высмеять пороки общества крепостников.

Для завершения работы надо было освежить впечатления от Москвы и Петербурга. Получив отпуск, Грибоедов в марте 1823 года выехал в Москву. В доме матери всё было без перемен. Следуя своей цели, Грибоедов, как писал Бегичев, «пустился в большой московский свет». Он проверял прежние наблюдения, заготавливал новые. На Кавказе единственным слушателем у него был Вильгельм Кюхельбекер, будущий декабрист, чьему вкусу Грибоедов верил. В Москве первым услышал комедию Степан Бегичев. Лето Грибоедов провел у него в имении под Тулой, где работал в саду, в беседке.

Главные герои «Горя от ума» были написаны так ярко и живо, что современники искали в них портретного сходства со знакомыми. Но это были образы обобщенные (недаром фамилия Фамусов создана от латинского фамус – «молва»).

Весной 1824 года Грибоедов выехал в Петербург, надеясь напечатать комедию или поставить ее в театре. Путь был тяжелым, конец мая оказался необычайно холодным. Приехав и поселясь в трактире Демута на Мойке, Грибоедов завершил свою работу. Уже в июне он писал Бегичеву: «Читал я ее Крылову, Жандру, Шаховскому... Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет».

Комедия вызвала споры. Ее злободневность пугала сторонников власти. С горячим сочувствием приняли комедию будущие декабристы, члены Северного общества. К. Рылеев и А. Бестужев восхищались смелостью автора, гражданственностью его позиции.

Однако надежды Грибоедова на публикацию не сбылись: ни литературная, ни театральная цензура полный текст комедии не пропустила. Напечатать удалось лишь отрывки из комедии. Друзья решили распространять ее в списках. Грибоедов подружился в этот период с молодым офицером и поэтом Александром Одоевским. У него на квартире собирались многочисленные приятели – критиковали правительство, читали запрещенные стихи, переписывали «Горе от ума». В журнальном обзоре русской литературы Бестужев писал, пренебрегая тем, что комедии еще не напечатана: «Будущее достойно оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений народных».

А Грибоедов меж тем был вынужден вернуться на Кавказ. Там застало его известие о смерти Александра I и о восстании на Сенатской площади. Он был взволнован, переживал за друзей. И не удивился своему аресту. Ермолов, задержав курьера, дал ему время уничтожить опасные улики. Грибоедова привезли в Петербург и посадили на гауптвахту Главного штаба. Но доказать его принадлежность к тайному обществу властям не удалось. В июне 1825 года он был освобожден, а вскоре после расправы над вождями восстания выехал на Кавказ. То, что пережил он в эти дни, Грибоедов бумаге не доверил.

А на Кавказе Ермолова сменил генерал И. Ф. Паскевич, фаворит нового царя. Началась война с Персией. Современники недаром ценили в Грибоедове ум, способности «человека государственного». Как дипломатический советник Паскевича он сыграл большую роль в событиях. При подписании мира в маленькой персидской деревне Туркманчай он приложил немало усилий и таланта в выработке условий мира, по которому к России отходили территории Эриванского и Нахичеванского ханств, Россия получала исключительное право иметь военный флот в Каспийском море и контрибуцию в 20 миллионов рублей серебром, а также освобождала от власти персидского паши 45 тысяч армян. Заботами Грибоедова в Армении поднимались экономика и культура. С вестью о Туркманчайском мире Паскевич послал в столицу Грибоедова. Грибоедов был награжден, осыпан милостями и попытался использовать это, чтобы смягчить участь друзей-декабристов. До конца жизни он не переставал беспокоиться, хлопотать за них.

Вернувшись в Грузию, Грибоедов женился на юной Нине Александровне Чавчавадзе, дочери грузинского князя и поэта, с семьей которого давно был дружен. Вместе с женой, в качестве полномочного посланника, Грибоедов выехал в сентябре 1829 года во главе дипломатической миссии из Тифлиса в Персию. Друзьям он писал: «Женат, путешествую с огромным караваном... Ночуем под шатрами на высотах гор, где холод зимний. Нинуша моя не жалуется, всем довольна...» Это было последнее его счастливое путешествие.

Прибыв в Тавриз, Грибоедов понимает необходимость твердой политики в противовес английскому влиянию. Он отстаивает интересы России, требует выполнения всех статей договора.

Однако обстановка в Персии была сложной. Подстрекаемая Англией, Персия уклонялась от выполнения условий мирного договора. Грибоедов настаивал. Его пытались купить – не смогли. Оставив жену в Тавризе, он выехал в Тегеран для переговоров с шахом. Не сумев уговорить Грибоедова, враги решили убрать его с дороги. Тридцатого января 1829 года в Тегеране были спровоцированы беспорядки, русская миссия разгромлена, сотрудники ее убиты. Грибоедов защищался до конца и погиб на посту.

Виноваты в гибели русской миссии были не только фанатичная толпа и ее подстрекатели – виноват и Николай I: русская миссия, находившаяся среди враждебного к ней населения, должна была иметь гораздо более основательную защиту, чем то считанное число людей, каким она располагала.

В 1829 году Пушкин совершал путешествие по Кавказу и направлялся из Тифлиса в действующую императорскую армию. Во время своей поездки он вел дневник, в котором делал на тот момент довольно подробные записи о своей поездке. «Путешествие в Арзрум» появилось в первой книге журнала «Современник» в 1835 году. На вершине перевала Пушкин повстречал арбу, везущую гроб с телом Грибоедова, которое везли в Тифлис. Это была последняя встреча двух великих поэтов. Вот как описывает это событие сам Александр Сергеевич: «Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» – спросил я их. – «Из Тегерана». – «Что вы везете?» – «Грибоеда». – Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис. Не думал я встретить уже когда-нибудь нашего Грибоедова!». Взволнованный этой встречей, он стал обдумывать судьбу Грибоедова: «Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. Несколько времени потом совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще: он был назначен посланником. Приехав в Грузию, женился он на той, которую любил... Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни». (Из «Путешествия в Арзрум».)

Вдова Грибоедова, Нина Александровна, воздвигла памятник погибшему мужу, с надписью на пьедестале: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Письмо Пушкина Александру Бестужеву

«Слушал Чацкого', но только один раз, и не с тем вниманием, коего он достоин. Вот что мельком успел я заметить: Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следст[венно], не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его – характеры и резкая картина нравов. В этом отношении Фамусов и Скалозуб превосходны. Софья начертана не ясно [...]. Молчалин не довольно резко подл; не нужно ли было сделать из него и труса? старая пружина, но штатский трус в большом свете между Чацким и Скалозубом мог быть очень забавен... Сплетни, рассказ Репетилова о клобе, Загорецкий, всеми отъявленный и везде принятый, – вот черты истинно комического гения. – Теперь вопрос. В комедии Горе от ума кто умное дейст[вующее] лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малой, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Всё, что говорит он, – очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб. Кстати, что такое Репетилов? в нем 2, 3, 10 характеров. Зачем делать его гадким? довольно, что он ветрен и глуп с таким простодушием; довольно, чтоб он признавался поминутно в своей глупости, а не в мерзостях. Это смирение чрезвычайно ново на театре, хоть кому из нас не случалось конфузиться, слушая ему подобных кающихся? – Между мастерскими чертами этой прелестной комедии – недоверчивость Чацкого в любви Софии к Молч[алину] – прелестна! – и как натурально! Вот на чем должна была вертеться вся комедия, но Грибоедов, видно, не захотел, – его воля. О стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицу.
Покажи это Грибоедову. Может быть, я в ином ошибся. Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался. Эти замечания пришли мне в голову после, когда уже не мог я справиться. По крайней мере говорю прямо, без обиняков, как истинному таланту...». (А. С. Пушкин – А. А. Бестужеву, январь 1825 г.).
____________________________

' – Имеется в виду вся комедия «Горе от ума», а не только монологи Чацкого, как можно понять. – Ред.

Грибоедов Александр Сергеевич

 

Поиск по сайту

Официальные документы

Методические материалы по ФГОС

Рабочие программы. Календарно-тематическое планирование

Материалы к урокам

Классные часы

Внеклассные мероприятия

100 фильмов для школьников

Портал «Память народа» реализует возможность поиска документов и получения информации о судьбе родственников, принимавших участие в Великой Отечественной войне, погибших в бою или умерших от ран в госпиталях и медсанбатах, о награждениях, об участниках войны из подлинных архивных документов: донесения о погибших и пропавших без вести, наградные листы, журналы боевых действий.

Сайт «Подвиг народа» – это информационный ресурс открытого доступа, на котором можно найти людей по фамилии, имени, отчеству в наградных листах, приказах о награждениях и в картотеке. Есть возможность ознакомления с подлинными архивными документами о ходе проведения и итогах основных боевых операций, совершенных подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной войны.

Проект «Мемориал» – обобщенный компьютерный банк данных, в котором содержится информация о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период. Проект дает возможность миллионам граждан установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения. 

                                                       

 

   Учительский портал                  Сообщество педагогов